Проектирование систем звукового оборудования INTER-M


На всех фотографиях звуковое оборудование только производства Inter-M Corporation

    Любая система профессионального звука предполагает, в первую очередь, наличие высококачественной акустической системы и профессионального усилителя мощности. Что важно учесть для правильного выбора профессионального звукового оборудования? Состав звуковой системы и количество необходимого оборудования зависит от поставленной задачи и может варьироваться в широких пределах.

    Компания Inter-M постоянно совершенствует и обновляет модельный ряд производимого профессионального оборудования. Сохраняя высокое качество продукции, компания активно внедряет новые схемотехнические решения и энергосберегающие технологии в конструкции усилителей мощности, применяет новые компоненты в производстве акустических систем. Выпускаемые сегодня модели профессионального оборудования Inter-M отвечают уровню современного развития аудиотехнологий и позволяют создать систему озвучивания любой сложности.

    Подбор громкоговорителей и акустический расчет

    Одним из ключевых компонентов профессиональной аудиосистемы и отправной точкой при построении любого качественного звукового кластера является акустическая система. Правильно выбранная и спроектированная с учётом акустических особенностей озвучиваемого помещения, она станет решающим фактором в создании необходимого звукового оформления мероприятия — будь то скромная презентация нового продукта или масштабная конференция, высококачественное и атмосферное фоновое сопровождение в автосалоне или исполненное драйвом концертное выступление под открытым небом.

    Выбор и проектирование подходящей системы профессионального озвучивания начинается с акустического расчета озвучиваемого объекта, позволяющего объективно оценить влияния архитектурных решений. Целью таких расчетов, в конечном итоге, является максимально эффективное использование акустических систем.

    За счет выбора оптимальной мощности, правильного расположения громкоговорителей и направленности звукового излучения можно компенсировать недостатки акустического оформления, например «неудачную» форму потолка, вызывающую паразитные отражения звуковых волн. И если при проектировании системы фоновой музыкальной трансляции небольшого зала без сложных расчетов можно обойтись, то при построении звуковых кластеров с использованием линейных массивов такие расчеты обязательны. В качестве программы, упрощающей эту задачу, можно использовать, например, ПО «Ease Focus 2.0» компании AFMG.

    Правильный и основательных подход к проектированию профессиональных систем звукоусиления позволяет добиться высокой равномерности распределения звукового давления по всей озвучиваемой площади (±2 дБ), высокого качества звукоусиления музыкального материала и разборчивости речи в любой точке озвучиваемого пространства.

    При выборе акустической системы обязательно учитываются основные характеристики, такие как чувствительность, импеданс, диаграмма направленности, диапазон воспроизводимых частот, АЧХ, мощность. Чаще всего возникают вопросы, связанные с оценкой мощности акустических систем и усилителей мощности. Сложность в оценке возникает из-за наличия множества стандартов, разобраться в которых бывает сложно.

    Оценка мощности акустической системы и усилителя

    Для профессиональных акустических систем, производимых компанией Inter-M, указывается мощность AES (выдерживаемая системой в течение 8 часов при подаче сигнала «розового шума») и пиковая мощность.

    Пиковая мощность — максимальная кратковременная мощность, которую выдерживают громкоговорители без повреждений при подаче на них специального шумового сигнала в течение короткого промежутка времени (обычно 1 секунда).

    Pпиковая ≈ 4 • AES или (AES + 6 dB)

    Точное соотношение указывает непосредственный производитель оборудования.

    Для профессиональных усилителей, производимых компанией Inter-M, обычно указывается мощность, выдаваемая при заданном коэффициенте нелинейных искажений (THD) 1 % и сигнале частотой 1 кГц согласно стандарту EIAJ (или DIN POWER). Эта характеристика измеряется как cреднеквадратичное значение мощности RMS (Root Mean Squared) — стандартного измерения мощности аудиоусилителя либо акустической системы, при котором коэффициент гармонических нелинейных искажений минимален и не превышает указываемого, значения. Среднеквадратичная мощность характеризует среднюю мощность при постоянной активной номинальной нагрузке. Обычно используются два варианта обозначения мощности RMS:

    • IHF — мощность, выдаваемая усилителем при 0,1 % искажений;
    • EIAJ/DIN POWER — мощность, выдаваемая усилителем при 1 % искажений.

    Условно можно считать RMS (EIAJ/DIN POWER) равной (1,5...2) • AES. Точное соотношение предоставляет производитель оборудования.

    На рисунке показано относительное соотношение мощностей разных стандартов. За единицу мощности принята мощность звукового сигнала в стандарте AES. Относительно этого значения видны соотношения для остальных стандартов.

    Более подробная информация об акустических системах представлена в материале «Акустические системы Inter-M», а также в статьях «Выбор и монтаж акустических систем Inter-M» и «Выбор и монтаж линейных массивов Inter-M».

    Выбор усилителей мощности

    После выполнения расчета и выбора акустических систем, переходим к выбору усилителей мощности, выпускаемых компания Inter-M. Оценить возможности актуальных моделей и выделить принципиальные преимущества, необходимые для индивидуального проектного решения, поможет статья «Усилители мощности Inter-M».
    Для правильного выбора усилителя, в том числе с учетом характеристик акустических систем, важно соблюдать рекомендации производителя. На их основе подготовлена статья «Выбор усилителей мощности Inter-M». Мощность профессиональных усилителей, производимых Inter-M и упоминаемых в наших информационно-справочных материалах, соответствует стандарту DIN POWER или EIAJ.

    Определение состава и количества источников звуковых сигналов

    Источники звуковых сигналов определяются исходя из конкретных требований, предъявляемых к проектируемой системе профессионального озвучивания.
    В качестве источников сигнала компания Inter-M поставляет различные микрофоны, проигрыватели компакт-дисков и цифровых файлов, тюнеры. Ключевые характеристики и особенности такого оборудования южнокорейского производителя приведены в статье «Источники звуковых сигналов Inter-M».

    Выбор оборудования обработки звуковых сигналов

    Определив источники звука, переходим к выбору количества необходимых каналов звукового усиления. Каждый канал предусматривает отдельную обработку сигнала и усиление одним или несколькими усилителями мощности. Нагрузкой усилителя (или усилителей) будет одна или несколько акустических систем.
    Для выбора необходимого оборудования по обработке звуковых сигналов воспользуйтесь обзорной статьей «Оборудование Inter-M для обработки звука».

    Расчёт акустического кабеля. Подбор соединительных кабелей

    Большинство межблочных соединений и соединений блоков с источниками звука выполняются с применением готовых соединительных аудиокабелей. Передача звукового сигнала между блоками оборудования профессиональных аудиосистем осуществляется по балансной схеме, где сигнал передается одновременно по двум проводникам в противофазе относительно общего провода или экрана. Применение подобной схемы создает высокий уровень защиты от помех, что очень важно для обеспечения высокого качества передачи звукового сигнала. Соответственно, профессиональные аудиокабели должны состоять из двужильного экранированного кабеля с разъемами на концах, имеющими не менее 3-х контактов.
    Соединение выхода усилителя мощности с акустической системой выполняется с помощью акустического кабеля допустимого сечения и снабженного необходимыми разъемами. Сечение проводников соединительного аудиокабеля рассчитывается с учетом уровня допустимых потерь мощности, зависящих от длины кабеля и передаваемой мощности.
    Рекомендации по подбору соединительных аудиокабелей и акустического кабеля приводятся в статье «Выбор акустического кабеля и аудиокабеля».
    Примеры построения распределённых систем профессионального звука с использованием оптических технологий и IP-сетей рассмотрены в статье «Оборудование дистанционной передачи звука Inter-M».

Возврат к списку